Для начала претензии, которые предъявляли политологи всех мастей к фильму в этих обстоятельствах, скажем так, несостоятельны. Алекс Гарленд снял не хронику, не исторический фильм не скелет будущей гражданской войны в Америке или где-либо еще. Это авторский взгляд на движение общества, тенденции и границы ненависти, а тот аспект, что это в силовой обмотке американского конфликта так на то и США мировой флагман как бы многим это не нравилось. Еще один аспект авторского взгляда и ненависти критиков к фильму это то, что Гарленд все-таки англичанин, а не американец и на ехидные вопросы как же так может быть, что демократическая Калифорния и республиканский Техас создали конфедерацию Сил Запада, которые идут штурмовать капитолий?
А вот так, еще раз это не курсовая работа по истории студента истфака, мы видим, что это гипотетическая реакция условной левой и условной правой Америки на узурпацию власти в Штатах.
Фильм открывается обращением президента Соединённых Штатов Америке к нации с ультиматумом к сдаче Сил Запада о полной капитуляции и скором неизбежном поражении мятежников. В нью-йоркском отеле расположилась компания корреспондентов фоторепортер Ли Смит, Джоэл из Reuters и редактор Сэмми из развалившегося NY Times спорят о поездке в Вашингтон чтобы сделать последнее фото и взять последний комментарий у президента-узурпатора прежде чем его пристрелят как собаку Силы Запада.
Особенность повествования, что мы узнаем политическую обстановку в стране мимоходом через разговоры, обрывки новостей, мнения главных и второстепенных героев. Мы не знаем кто президент, республиканец он или демократ, но знаем, что он распустил ФБР знаем, что пошел на 3-й срок и приказал бомбить гражданских в мятежных штатах. Знаем, что линия фронта проходит через Шарлотсвиль - город в Виргинии между тем имеющий самостоятельный статус отдельный от штата. Ли Смит главная героиня фильма бывала на Гаити, в Африке близко видела исполнителей и жертв и снимала, снимала, снимала до формирования полноценного ПТСР. Гарленд не просто так назвал свою героиню Ли она посвящение и оммаж другой Ли - Ли Миллер известнейшей военной фотокореспондентке тоже преодолевавшей свой ПТСР после углубленных съемок по освобожденным нацистским концлагерям.
Флэшбеки Ли преследуют ее вот выстрел в голову с близкого расстояния, вот черного с одетой на него шиной сжигают заживо. Такое ощущение, что Ли гонясь за почти мертвым президентом начинает осознавать, что демоны о которых она предупреждала через ее объектив и тотальную беспристрастность проникли в ее страну. Ч
Через повешенных на автомойке пока живых мародёров - через ее альтер-эго молоденькую девочку личинку фотокорреспондента с архаичным пленочным Nikon FE, через примитивное разделение на своих и чужих в тотальной цветущей сложности плавильного Тигля - Америки. Через студентку-лоялистку подобно шахиду бегущей с развивающимся старс энд страйпс и подрывающей мирную демонстрацию и копов.
Гражданская Война это достаточно неторопливое и недальнее роад-муви что там доехать от Нью-Йорка до Вашингтона? Хоть и с крюком через Вирджинию. Шоссе забитые брошенными и соженными машинами, беженцы, выстрелы где-то там на перефирии и вспышки в небе. Нация разделена, но ни враждующие стороны, ни корреспонденты никто не знает где точно эти границы проходят. Вот Колорадо и Миссури, где делают вид, что ничего не произошло. Вот ополченцы делящие американцев на правильных и неправильные, суд быстрый, а проигравшим его выписывают высшую меру - вон они в яме, слоями, которые меланхолично пересыпает известью ополченец или лоялист в красных очках.
Эпизоды, дорога, эпизоды, разговоры, дорога, эпизод. Так действие подбирается к Вашингтону, правительственный квартал. С антиэлитарным экстазом мятежники разносят Вашингтон. Цель близка, холеные спецы из АНБ стреляют в армейских из смешных своих "курцей". Хрустит под ногами битое стекло. Смотрят со стен коридоров Франклин и Джефферсон. Летит элитка на пол, прошитая пулями простых американцев, кто тут "временнные" слазь. Параллельно с глазами зрителя практически все события внутри фильма фиксируют их фотоаппараты на цифру и на пленку - это производит ошеломляющий эффект. Одновременно ты находишься и внутри конфликта опосредованно воспринимая со стороны как буд-то листая военный альбом.
Фильм разрушает священную корову статуса президента Соединённых Штатов, которую Голливуд старательно выращивал десятилетиями "Самолет президента", "Падение Олимпа" и в куче других фильмов. А24 показало, что президент это не просто еще один человек и мудак, но и без пяти минут труп. Этот фильм это весьма своевременная и правильная социальная научная фантастика, сферическая гражданская война в неопределенном моменте будущего, предостережение, что привычный нам мир рушится уже сейчас и понимание, что наша жизнь и жизнь наших детей зависит от стариков, седых и лысых, мудаков, мудаков решивших, что их раса, религия, страна, история и социальный статус главнее и лучше.