Сообщество - Книжная лига
Добавить пост

Книжная лига

22 220 постов 78 261 подписчик

Популярные теги в сообществе:

Ищем счастье в жвачке Turbo

Поговорили с Василием Волковым, автором книги «Turbo. Когда детство начинается с 51» и независимым разработчиком игр. Вспомнили яркие моменты детства 80-х и 90-х годов: уличные игры, первые впечатления о столкновении с западной культурой. Василий рассказал о своём пути к созданию книги и поделился интересными историями о коллекционировании вкладышей.

Мы ели бургер целый день, отрезая его ножичком и вилочкой. Это была дичайшая экзотика —

Василий Волков о своем первом опыте с Макдональдсом

Василий Волков:

Слушать подкаст:

Показать полностью
Книжная лига
Серия Правильные сказочные герои

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора"

Сразу предупрежу - это не новая глава, а обычная справка. Просто по прочтении главы об Эдуарде Успенском молодое поколение в Телеграмме заинтересовалось вот этим снимком - не Никулин ли на нем слева?

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

А я только вздохнул - нет, это Лёвушкин.

Эх, молодежь, молодежь... Небось, никогда не слышали с экрана:

Вот вам стол, а вот скамейка.
Взяли в руки карандаш.
Наша АБВГДейка
На экран приходит наш.

И вообще. Этот снимок со второго сезона.

А началось все в 1974 году, когда бывшая главная пионерка страны (Председатель Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени Ленина), а ныне начальник управления дошкольного воспитания Министерства просвещения СССР Роза Курбатова съездила в США.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Там она увидела передачу "Улица Сезам" и позавидовала американским детям. А по возвращении - подняла принципиальный вопрос: почему на советском телевидении нет детских развлекательно-образовательных программ?

Сегодня купили бы лицензию и все, делов то...

Но в СССР импортозамещение было не кампанией, а последовательно реализуемым принципом стратегии развития. Поэтому передачу решили придумывать свою.

Обратились к молодому писателю Эдуарду Успенскому, который к тому времени уже запустил с друзьями как раз потребный "юмористическо-просветительский" проект на радио.

Это была знаменитая "Радионяня".

"Радионяня".

Есть такая передача.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Опять-таки - сегодня бы просто сделали телеверсию успешного радиопроекта, благо там уже насочиняли на пару сезонов.

Но Успенский, из которого в молодости талант реально бил фонтаном, заявил, что повторять "Радионяню" скучно, а для телика у него есть отличная идея! Надо сделать передачу про школу клоунов, которые будут учить буквы.

А передачу назвать "АБВГДейка". Пусть Шаинский сочиняет музыку, а то он уже сочинил слова песенки на заставку.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

В общем, Успенский в рекордные сроки придумал концепцию и в одно лицо написал сценарии первых десяти передач (из них он потом сделает книгу "Школа клоунов").

На передачу поставили молодую, но перспективную журналистку Татьяну Черняеву - бывшую студентку филфака Северо-Осетинского педагогического института, которая сначала перевелась на журфак МГУ, а потом сделала быструю карьеру на Центральном телевидении.

Она и стала бессменным редактором, художественным руководителем и ведущей программы - учительницей клоунов Татьяной Кирилловной. Перспективность, кстати, позже зримо подтвердилась - Черняева доросла до должности руководителя редакции детских программ ЦТ, но свою любимую "Татьяну Кирилловну" так и не бросала много лет.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Вообще, в условном "первом сезоне" АБВГДейки принцип "все выступают под своими именами" выдерживался неукоснительно.

С подачи Успенского на роль клоунов взяли начинающих актеров. Их было четверо - клоун Таня, клоун Саня, клоун Сеня и клоун Владимир Иванович.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Чистой актрисой была только корпулентная клоун Таня в платочке - Татьяна Непомнящая, закончившая "Щепку", где училась на курсе Зубова с Игорем Кирилловым и Эльзой Леждей.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Остальные трое были, что называется, "людьми с прошлым" - инженерами с завидным образованием, у которых в душе искусство в какой-то момент забороло физику и сопромат.

Владимир Точилин ("Мой друг Иван Лапшин", "Рожденная революцией", "Свой среди чужих, чужой среди своих" и др.) закончил Бауманку. Уважительное отчество у его персонажа - клоун Владимир Иванович - объясняется просто. Он был не только самым старшим, но еще и заканчивал в тот момент отделение режиссеров драмы "Щуки". Поэтому именно он снимал все первые выпуски АБВГДейки в качестве режиссера программы.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

А "зажигали" в основном двое клоунов, в полном соответствии с классикой - "рыжий" и "белый".

"Белым" был клоун Сеня с грустными еврейскими глазами - еще один выпускник "Бауманки", учившийся на два курса младше Точилина Семен Фарада, отработавший семь лет инженером-механиком по котельным установкам, но в итоге все-таки пробившийся на эстраду.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

А в амплуа "рыжего" жег напалмом клоун Саня - Александр Филиппенко, выпускник престижнейшего в те годы (да и сейчас) Физтеха, факультет молекулярной и химической физики, специальность «Физика быстропротекающих процессов».

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Я, разумеется, пристрастен, но, на мой взгляд, первый сезон был лучшим.

Сценарии Успенского, его прямое участие в съемках, импровизации со вписыванием шуток на ходу, хорошая режиссура, офигенные актеры, понимающие, что делают себе имя и потому выкладывающиеся на все сто.

Тогда отсняли двадцать передач, которые крутили с повторами около трех лет.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Дальше надо было снимать новые, но возникли проблемы - за это время актеры изрядно "раскрутились", все уже были повязаны кучей обязательств в театре и кино и надолго собрать всех четверых на одной площадке было практически невозможно.

Изрядно поворчав, телевизионное начальство на новые передачи набрало новый состав - а во избежание подобных казусов в будущем набрало не из актеров, а из "цирковых".

Из настоящих клоунов.

Опять четверо, опять девушка и трое парней - но уже не real name, а Ириска, Клёпа, Лёвушкин и Юра.

Они же Ирина Асмус, Виталий Довгань, Валерий Лёвушкин и Энвар Шамшадинов.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Участники АБВГДейки были, наверное, последними клоунами СССР, получившими всесоюзную популярность и узнаваемость. Более опытные Клепа и Ириска - первая профессиональная клоунесса СССР - поначалу переигрывали более молодых коллег, но потом ситуация выправилась.

Левушкин позже вспоминал:

"Так как Ириска была такая активная, шебутная, энергичная, динамичная, то, конечно, она быстро нас всех организовала, построила. Первый — Клёпа, второй — Юра, третий — Лёвушкин или, наоборот, там уже неважно. Всё взяла в свои руки. Всё, понеслось!

Но так как мы с Юрой были ещё не очень профессиональные телевизионные актёры, то мы, конечно, больше пили кофе и болтали с девочками вокруг.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

А Ириска с Клёпой, будучи более профессиональными на тот период времени людьми, быстренько текст разбрасывали между собой.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

В итоге, когда мы появлялись в кадре, Ириска щебетала, Довгань ей подыгрывал, а мы, два болвана, тупо смотрели в камеру. После этого мы спрашивали: «А почему мы без текста, собственно?».

На что Ириска говорила, что мы два оболтуса, которые ничего не хотят делать. «Будете мебелью! Вот, стань сюда, а ты стань сюда, а я посередине. Видите, какая я маленькая, какая хорошенькая, а вот эти — два дурака! Давайте снимать!».

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Цирковые продержались восемь лет, до 1984 года, и немудрено - пожалуй, это были лучшие клоуны СССР тех лет.

Передача с ними, разумеется, изрядно изменилась по формату и бывшие октябрята предпенсионного возраста сегодня до хрипоты спорят, какой состав был круче - "актерский" или "цирковой".

Ириска погибнет в 1986-м - на гастролях в Гомельском цирке сломался "зубник" - механизм машинки вращения для виса в зубах и она рухнула из-под купола с 8-метровой высоты.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Юра, начинавший у легендарного Карандаша, сделает клоунский дуэт Clowns-Dike, а потом будет работать вместе с сыном.

Бывший джазмен Клепа, профессионально владевший саксофоном, кларнетом, аккордеоном и фортепиано, станет крутым постановщиком цирковых и концертных номеров и воспитает целую плеяду учеников. Скончался в 2015-м.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Потомственный цирковой Левушкин, выросший на арене, создаст свой ансамбль музыкальной эксцентрики и пародии "Бим-Бом", который довольно долго будет рвать все международные фестивали - все-таки советская цирковая школа тогда еще была лучшей в мире.

"Бим-Бом" - многократные лауреаты всероссийской национальной эстрадной премии, у них "серебро" на первом международном конкурсе эстрады (Штутгарт, Германия), они абсолютные чемпионы первого мирового чемпионата по сценическому искусству (Лос-Анжелес, США), где взяли "золото" в трех номинациях (танц-вокал, танц-акробат, оригинальный танец).

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Правда, громкая слава коллектива за рубежом иногда икается руководителю - в 90-е едва ли не весь "Бим-Бом" не вернулся с гастролей в Штатах, и Левушкину, по сути, пришлось все начинать заново - ну да не в последний раз.

Помните, была такая группа "Экс-ББ"? А знаете, как расшифровывалось их название?

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Именно.

"Экс-Бим-Бом".

Сегодня Валерий Левушкин патриарх и живая легенда, заслуженный артист России, заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений Московского государственного института культуры и прочая-прочая-прочая.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

Интересно - вспоминает иногда?

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

АБВГДейка, АБВГДейка —
Это учёба и игра,
АБВГДейка, АБВГДейка,
Азбуку детям знать пора.

Знать пора, азбуку знать пора.

АБВГДейка - наш ответ США, или "Азбуку детям знать пора" Телевидение, Советское телевидение, Эдуард Успенский, Абвгдейка, Длиннопост

________________________

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Показать полностью 21

"Самая Соль". Интервью с Петром Папихиным. "Аришины сказки" и многое другое!

- Друзья, доброй ночи! С удовольствием делюсь с вами интервью, на которое меня пригласила меня мой организатор Ольга Лекомцева.

- Отвечаю на вопросы чудесной Ольги.  Читаю свои стихи, говорим о русской культуре, творчестве и, конечно о счастье!

Друзья, огромная просьба: - пишите. пожалуйста, комментарии! Очень интересно ваше мнение!

Приятно просмотра, дорогие!

Как подготовить машину к долгой поездке

Взять с собой побольше вкусняшек, запасное колесо и знак аварийной остановки. А что сделать еще — посмотрите в нашем чек-листе. Бонусом — маршруты для отдыха, которые можно проехать даже в плохую погоду.

ЧИТАТЬ

Ищу книгу [найдена]

Ищу книгу (а может, и серию книг), в жанре фентези. Действие происходит в современной на тот момент Москве, параллельно с обычными жителями существуют представители других рас, они конкурируют между собой. Из того, что помню:

В одном из сюжетов у человека и представительницы одной из рас монстров должен был родиться ребенок, и они еще собирались активировать какое-то заклинание, которое исполняет любое желание - и это желание было, чтобы их ребенок смог жить в нормальном мире. Эти монстры были двух видов: дикие (некоторолируемые), и более сознательные, от монстров еще пахло чем-то сладким.

В другом сюжете был антагонист - какой-то мальчик, серийный убийца, который чувствовал адский холод, и ему нужно было убить, чтобы на время перестать это чувствовать.

Еще помню сюжет, в котором раз в иногда происходило воскрешение какого-то то ли принца, то ли бога, и в интернете выставляли контракт на его убийство за огромные деньги. И нужно было убить какого-то принца, а этого принца манило к принцессе, т.к. у них был брачный период, в результате которого рождались представители еще какой-то расы.

Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»

Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Рецензия, Обзор книг, Фантастика, Война, Пришельцы, Фашизм, Курт Воннегут, Длиннопост

«Бойня номер пять» считается одной из главных антивоенных книг. Главный герой романа, Билли Пилигрим, является своеобразным альтер-эго писателя. Дело в том, что сам Воннегут во время Второй мировой войны ушел на фронт добровольцем, где попал в немецкий плен. Его рота была разбита, а сам он отправился в Дрезден работать на витаминный завод. Там он чудом выжил после печально известной бомбардировки, в ходе которой английская авиация полностью уничтожила город. Писатель чудом спасся, укрывшись в подвале скотобойни. Этим событиям он и посвятил свой главный роман.

Первое, что поражает в произведении, – это рваное хаотичное повествование. Оно постоянно перескакивает с одного события на другое. Это объясняется тем, что главный герой научился переносить свое сознание в разные эпохи своей жизни. То мы видим, как он пробирается по заснеженному лесу, скрываясь от врагов, то сидит в своем кабинете и работает, и вот уже находится на собственной свадьбе. Это позволяет ему спокойно переносить все жестокости немецкого плена, ведь он знает, что с ним будет дальше. В этом выражается главный писательский прием Воннегута – о самых трагических эпизодах он рассказывает с долей юмора. Повествование построено на контрасте сарказма и философской глубины.

Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Рецензия, Обзор книг, Фантастика, Война, Пришельцы, Фашизм, Курт Воннегут, Длиннопост

Роман сложно назвать фантастическим в современном понимании этого слова. Из фантдопущений в романе присутствует эпизод похищения главного героя инопланетянами-тральфамадорцами. Они помещают Билли в своеобразный зоопарк вместе с известной актрисой. Именно там главный герой знакомится с философией тральфамадорцев – для них нет определенного момента жизни, они проживают все их одновременно и могут вернуться в любой из них. Люди представляются им огромной многоножкой, где в начале детские ноги, а в конце старческие. Поэтому не стоит грустить или переживать из-за чего-либо, ведь в другое время все хорошо. Даже смерть – это не конец, а лишь плохой эпизод. При этом они осознают, что будущее хоть и известно, но при этом неизменно. Эти знания помогают Билли спокойно переживать все ужасы войны.

Хотя роман и является антивоенным, как таковой войны в нем немного. Больше в нем бытовой рутины, в которой нет ничего героического и романтичного. Война – это совершенно бессмысленное занятие, которое не нужно ни одному здравомыслящему человеку. Эту мысль автор и пытается до нас донести. Такие дела.

Читателю самому предстоит решить для себя, что же происходит с Билли. Все эти путешествия во времени и похищение инопланетянами реально имели место или это лишь бред, рождённый искалеченной психикой человека, прошедшего через ад. Думаю, однозначного ответа просто не существует.

Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Рецензия, Обзор книг, Фантастика, Война, Пришельцы, Фашизм, Курт Воннегут, Длиннопост

Сам Билли Пилигрим прописан довольно неплохо. Во всех эпизодах своей жизни он выступает скорее в роли безучастного наблюдателя, а не двигателя сюжета. Возможно, именно это и помогло ему выжить в немецком плену. Остальные же персонажи, хоть и довольно яркие, выполняют лишь роль функций, лучше раскрывающих сюжет. Это логично, ведь они лишь мимолётные эпизоды в длинной жизни Билли.

Стоит отметить, что главный герой появляется лишь во второй главе, а книга представляет собой мемуары сослуживца Билли, прошедшего тот же самый путь. Он хочет написать книгу о событиях в Дрездене, и «Бойня номер пять» – та самая книга.

Второе название романа, «Крестовый поход детей», может кого-то ввести в заблуждение. Никаких детей тут нет. Однако, по мнению автора, молодые американские солдаты мало чем отличаются от детей. Они точно также зачастую не понимают за что сражаются, и слабо представляют себе суть войны.

Итог: «Бойня номер пять» – шедевр антивоенной литературы. На родине, в Америке, его даже пытались запретить, что лишь прибавило роману популярности. Произведение можно смело отнести к современной классике, и прочитать ее нужно любому любителю литературы. «Бойня номер пять» оставляет после прочтения неизгладимое впечатление.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 3

Справедливость

Справедливость

Белый Бим Черное Ухо

"...Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние."

Источник "Горячая чашка чая"

«Олег, мы прилетели!» Обзор романа Кира Булычева «Поселок»

Пока на каждом углу активно пиарят очень вольную экранизацию романа «Сто лет тому вперед» (слоу мо в 2024-ом году вы серьёзно? Хотя к фильму вообще много вопросов, и этот пока самый безобидный). Я решил ознакомится с не менее значимой частью творчества Кира Булычева, никак не связанной с похождениями Алисы Селезневы.

«Олег, мы прилетели!» Обзор романа Кира Булычева «Поселок» Рецензия, Обзор книг, Книги, Литература, Фантастика, Научная фантастика, Космическая фантастика, Русская фантастика, Что почитать?, Посоветуйте книгу, Длиннопост, Telegram (ссылка)

О сюжете

Космическая экспедиция с Земли потерпела крушение на одной отдаленной планете с суровым климатом и очень враждебной фауной. Члены экспедиции, потеряв в пути многих своих товарищей, спускаются с горной местности, где упал их корабль и основывают небольшое поселение. Отрезанные от остального человечества и лишённые всех благ цивилизации поселенцы стремительно дичают. Они пытаются передавать знания об истории и культуре своим детям, но понимают, что, спустя несколько поколений их группа скатится до первобытного строя.

С катастрофы проходит 16 лет. Один из детей космических путешественников, Олег отправляется с небольшой группой соплеменников к месту крушения корабля. Это уже третий поход подобного рода. Всё прошлые попытки так и не увенчались успехом. На корабле осталось много изобретений, которые помогут сделать невыносимо тяжёлую жизнь поселенцев чуточку легче. А быть может, там окажутся средства связи, способные передать сообщение на Родину.

Впечатления

Того, кто как я знаком с творчеством автора только по «Приключениям Алисы» может шокировать угрюмость повествования взрослого Булычева (хотя, справедливости ради, и читая истории про Алису Селезневу можно было иногда словить Макконахи).

Картина для жителей поселения вырисовывается бесперспективная: отсутствие какого-то полноценного пропитания (и как следствие недоедания куча болезней и высокая смертность), уродливая и агрессивная фауна (убивает людей тут все, и растения и животные представляют смертельную опасность). По атмосфере книга очень напоминает творчество Братьев Стругацких: жестокая и безрадостная действительность разбавляется пространными диалогами героев о смысле жизни, Вселенной и всем таком.

Главные герои бесят на протяжении всей книги, что говорит нам о том, что автор очень талантливо умеет изображать подростков. Любовные линии здесь присутствуют, но большого влияния на сюжет не оказывают. А так в наличии есть и незрелый любовный треугольник, и зарождающееся взрослое чувство.

Вопреки суровому и мрачному сеттингу не нужно бояться потонуть в депрессии. По общему настроению «Поселок» в разы оптимистичнее книг Стругацких. Несмотря на мрачный антураж, это все тот же хорошо знакомый оптимист Можейко, верящий в силу прогресса и в победу разума над первобытными инстинктами. Ну либо помощь просто пришла своевременно.

Кстати, по роману в 1986 году был снят мультфильм «Перевал».

Если понравился пост не забудьте подписаться на наш канал о литературе https://t.me/k0nTeXt

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!